Методы коммуникации в Китае, Какие учетные записи нужно завести?

Сегодня мы немного отодойдем от темы непосредственного продвижения в Китае и обратимся к теме ведения бизнеса в Китае и коммуникации с китайскими коллегами.

Успешность работы в другой стране во многом зависит от успешности коммуникации с клиентами, партнерами в этой стране. Очень часто российские компании сталкиваются со сложностями в коммуникации с китайской стороной: китайцы сторона не отвечает вовсе или отвечает очень медленно. В чем причины такой проблемы и как её решить мы расскажем в нашей статье.

Что следует учитывать при работе с китайскими коллегами

  • Разница по времени
  • принятые методы коммуникации
  • Менталитет и принятые нормы

Разница по времени с Китаем

Весь Китай находится в одном часовом поясе: UTC/GMT +8, разница по времени с Москвой составляет 5 часов. Когда в Москве 10 утра, в Китае уже 15 часов. Стандартный рабочий день в Китае заканчивается в 18 часов (когда по Москве всего 13 часов). При работе из Москвы пересечение рабочего времени с Китаем составляет всего 3 часа. 3 часа — это очень мало для эффективной работы, особенно с учетом того, что и у одной и второй стороны есть и другие дела. Если вы хотите сотрудничать с Китаем, будьте готовы общаться с Китайцами в 7-10 утра по Москве. Хотите наладить общение — постройте общение в удобное для китайского партнера время.

Используют ли в Китае электронную почту?

В России для рабочей коммуникации прежде всего принято использовать корпоративную электронную почту. В случае, если доступа к корпоративной почте нет доступа, иногда может быть использована личная электронная почта. Для более оперативной коммуникации у нас принято использовать Skype.

Электронная почта в Китае не является основным методом коммуникации в Китайских компаниях и используется в первую очередь для формального общения и пересылки документов. Корпоративная электронная почта есть только у 30% Китайских компаний, 60% китайских компаний используют личную электронную почту, а 10% не используют вовсе. Китайские сотрудники проверяют электронную почту раз в 1-2 дня в лучшем случае. Ответ на электронную почту от Китайских коллег можно ждать и неделю или не получить ответа вовсе.

Дополнительно, с Российских доменов почта иногда вообще не доходит до адресатов в Китае. Хотите построить бизнес с Китаем — стройте основную коммуникацию не при помощи электронной почты. А для общения по электронной почте заведите почтовый ящик на китайском домене, например, на бесплатном домене qq.com.

А как тогда общаться если не при помощи электронной почты? (QQ, WeChat)

Бизнес общение в Китае принято строить при помощи мессенджера QQ. (В качестве знакомого аналога можно привести ICQ). В мессенджере Китайцы отвечают всегда (иногда даже можно получить ответ и в нерабочее время). QQ — метод оперативной коммуникации в Китае, у нас для таких целей служит Skype. Заведите свой аккаунт в QQ, установите мессенджер на ПК, моб. устройства и общайтесь с Китайской стороной при помощи QQ.

Многие слышали про мессенджер WeChat. WeChat — это смесь социальной сети и мессенджера. Он носит более приватный характер по сравнению с аккаунтом в QQ. В WeChat принято добавлять после личного знакомства, вы же не станете раздавать свой личный номер телефона, по которому вы доступны 24 часа в сутки людям, которых не знаете. Дополнительно в WeChat выкладываются личные фотографии, поэтому не стоит сразу настаивать на общении в WeChat. Вы можете уточнить у Китайского партнера, будет ли ему удобно общаться при помощи WeChat. В любом случае, заведите аккаунт в WeChat, очень скоро он вам понадобится.

Разница менталитетов

Китайский менталитет очень сильно отличается от Российского. Для работы с Китайцами придется принять их восприятие мира и подстроиться под них. Обычные рядовые сотрудники компаний в Китае действуют четко в соответствии с алгоритмом, которому его научили. Это проявляется и при работе и в обычной жизни. Китайцу просто не придет в голову, что может быть другой способ или иногда алгоритм не имеет смысла. Поставили задачу, научили — значит так нужно делать, а зачем так делать уже не его проблема. Научили — значит так правильно. Если вы хотите просто узнать прайс, то вам могут задать кучу вопросов о вашей компании, о вас лично и только потом прислать вам прайс. Такова процедура и её придется пройти, хотя на взгляд Российского человека эти процедуры не всегда имеют смысл. Будьте готовы к непробиваемости алгоритмов, процедур в китайских компаниях. Некоторая гибкость может быть только на высшем уровне компании. Но если что-то запрещено законами страны, правилами компании, то тут уже вам никто помочь не сможет. Например, в Baidu запретили рекламу Форекс брокеров с определенными видами лицензий. Это означает, что всю рекламу компаний у которых лицензия не соответствует новым правилам отключили и принимают ТОЛЬКО рекламодателей, которые обладают лицензией, которая соответствует правилам Baidu.

Связаться с нами

-->